Об эмоциональной привязанности ребенка к матери
22.04.2024
Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Можно сказать, что привязанность – это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви.
Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном
психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует
развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в
отношениях, т.е. всего того, что является проявлением истинно человеческих
качеств. Для развития привязанности необходим достаточно продолжительный и
устойчивый контакт: взрослого с ребенком. Малыш, пользуясь поддержкой и
защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Вот почему
большинство детей, привязанных к матери впервые годы жизни, отличает в
дальнейшем наличие достаточной самостоятельности и независимости в действиях и
поступках. Привязанность появляется не сразу, а постепенно, в процессе
непосредственного взаимодействия матери с ребенком. С известной долей
условности можно считать первую ответную улыбку младенца прообразом
привязанности – выражением ответных чувств. О привязанности как таковой можно
говорить, когда ребенок эмоционально выделяет мать из числа других взрослых и
реагирует на ее уход. Беспокойство, а в более выраженных случаях и страх, после
ухода матери отражают возникающие общности с нею, когда ребенок уже в той или
иной мере осознанно воспринимает себя и мать как единое, неразрывное целое. В
этом – начало развития групповых, или социальных, отношений, и первой такой
группой для ребенка являются он и мать. Пройдет еще год с небольшим и ребенок
научится определять себя в первом лице, т.е. овладеет вербальным (словесным)
способом манипулирования (выражения) своим «я». Не случайно, что когда
происходит формирование «я» максимально представленное в 2 года, ребенок
наиболее интенсивно привязан к матери. Она уже ему как опора, как образ уже
сложившегося «я», как источник чувства безопасности и удовлетворения насущных
потребностей. Страх перед незнакомыми, отличными от матери лицами может быть
прообразом страха нового, неожиданного, неприятного, а также страхов перед
сказочными персонажами, такими, как баба Яга, Кощей, Бармалей (максимум в 3
года у мальчиков и в 4 года у девочек), волк, медведь (в 4 года) и т.д. Все эти
страхи основаны на опасениях в отношении причинения физического, необратимого
ущерба. Обобщая, можно сказать, что ребенок, не испытывающий беспокойства и
страха, будет значительно меньше зависеть от других людей, их поддержки,
расположения и заботы. Наоборот, чем он больше подвержен беспокойству (тревоге)
и страхам, тем сильнее он будет зависеть от эмоционального состояния окружающих
его лиц. Последнее обычно прямо соотносится с эмоциональной чувствительностью
ребенка и тревожностью самих взрослых, непроизвольно передающих ему
беспокойство в процессе повседневного общения. В результате речь может идти о
так называемой невротической привязанности, что мы, и видим у большинства
детей, заболевающих неврозами. Излишне ранняя и поэтому травмирующая разлука с
матерью служит одним из источников развития невроза. Своевременно выявлять
эмоциональные реакции детей, которые начали посещать детский сад, крайне важно,
ибо это дает возможность помочь ребенку, как можно безболезненнее войти в его
ритм. Здесь уместны и предварительная беседа, и экскурсия по детскому саду с
рассказом о том, что в нем интересного и увлекательного, и знакомство с детьми,
уже посещающими группу, и пребывание в ней неполный день.
Обязателен более внимательный контроль за
взаимодействием детей, помощь в налаживании общения и многое другое. Ни в коем
случае нельзя ждать, что все образуется само собой. Психический урон,
нанесенный чувствительному ребенку, в дальнейшем может неблагоприятно
отразиться на формировании у него общительности и уверенности в себе.
Потребность в привязанности – одно из наиболее важных условий психического
развития человека. Мотивация привязанности имеет преимущество эмоциональный характер.
Ребенок, имеющий положительный опыт привязанности впервые годы жизни, в
дальнейшем отличается большей устойчивостью своих интересов.
Привязанность
к матери – первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка.
Односторонняя
привязанность к одному из родителей после 3 лет указывает на проблемы в
отношениях с другим родителем. Чем больше ребенок боится одного из родителей,
тем больше он привязан к другому. Страхи
и неуверенность в себе перенимаются легче от того родителя, к которому привязан
ребенок. Затруднения в общении со сверстниками того же пола будут больше у
детей, продолжающих быть односторонне привязанными к родителю другого пола.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2024
Дата обновления: 22.04.2024
Дата публикации: 22.04.2024